Дубли — это страницы сайта с одинаковым или практически полностью совпадающим контентом. Наличие таких страниц может негативно сказаться на взаимодействии сайта с поисковой системой.
Чем вредны дубли?
Негативные последствия от дублей могут быть такими:
- Замедление индексирования нужных страниц. Если на сайте много одинаковых страниц, робот будет посещать их все отдельно друг от друга. Это может повлиять на скорость обхода нужных страниц, ведь потребуется больше времени, чтобы посетить именно нужные страницы.
- Затруднение интерпретации данных веб-аналитики. Страница из группы дублей выбирается поисковой системой автоматически, и этот выбор может меняться. Это значит, что адрес страницы-дубля в поиске может меняться с обновлениями поисковой базы, что может повлиять на страницу в поиске (например, узнаваемость ссылки пользователями) и затруднит сбор статистики.
Если на сайте есть одинаковые страницы, они признаются дублями, и в поиске тогда будет показываться по запросу только одна страница. Но адрес этой страницы в выдаче может меняться по очень большому числу факторов. Данные изменения могут затруднить сбор аналитики и повлиять на поисковую выдачу.
Как могут появиться дубли?
Дубли могут появиться на сайт в результате:
- Автоматической генерации. Например, CMS сайта создает ссылки не только с ЧПУ, но и техническим адресом: https://site.ru/noviy-tovar и https://site.ru/id279382.
- Некорректных настроек. К примеру, при неправильно настроенных относительных ссылках на сайте могут появляться ссылки по адресам, которых физически не существует, и они отдают такой же контент, как и нужные страницы сайта. Или на сайте не настроена отдача HTTP-кода ответа 404 для недоступных страниц — от них приходит «заглушка» с сообщением об ошибке, но они остаются доступными для индексирования.
- Ссылок с незначащими GET-параметрами. Зачастую GET-параметры не добавляют никакого контента на страницу, а используются, к примеру, для подсчета статистики по переходам — из какой-нибудь определенной социальной сети. Такие ссылки тоже могут быть признаны дублями (и недавно мы добавили специальное уведомление для таких ссылок, подробнее посмотреть можно тут).
- Ссылок со слешем на конце и без. Для поисковой системы сайты https://site.ru/page и https://site.ru/pages/ — это разные страницы (исключение составляет только главная страница, между https://site.ru/ и https://site.ru разницы нет).
Как обнаружить дубли
Теперь находить одинаковые страницы стало проще: в разделе «Диагностика» появилось специальное уведомление, которое расскажет про большую долю дублей на вашем сайте. Алерт появляется с небольшой задержкой в 2-3 дня — это обусловлено тем, что на сбор достаточного количества данных и их обработку требуется время. С этим может быть связано появление в нем исправленных страниц. Подписываться на оповещения не нужно, уведомление появится само.
А если вы хотите найти дубли вручную, перейдите в Вебмастер, во вкладке «Индексирование» откройте «Страницы в поиске», нажмите на «Исключённые» в правой части страницы. Прокрутите вниз, в правом нижнем углу вы увидите опцию «Скачать таблицу». Выберите подходящий формат и загрузите архив. Откройте скачанный файл: у страниц-дублей будет статус DUPLICATE.
Обратите внимание, что ссылки на сайте с одинаковым контентом не всегда признаются дублирующими. Это может быть связано с тем, что поисковая система еще не успела проиндексировать дубли, или на момент их индексирования содержимое несколько различалось. Такое бывает, если страницы, к примеру, динамически обновляют часть контента, из-за чего поисковая система каждый раз получает немного разные версии, хотя по факту содержимое очень похоже. Например, когда на странице есть лента похожих товаров, которая постоянно обновляется. Если вы точно знаете, что такие страницы являются дублями, то необходимо оставить в поиске только нужные страницы.
Как оставить в поиске нужную страницу в зависимости от ситуации
В случае с «мусорными» страницами воспользуйтесь одним из способов:
- Добавьте в файл robots.txt директиву Disallow, чтобы запретить индексирование страницы-дубля;
- Если вы не можете ограничить такие ссылки в robots.txt, запретите их индексирование при помощи мета-тега noindex. Тогда поисковой робот сможет исключить страницы из базы по мере их переобхода;
- Если такой возможности нет, можно настроить HTTP-код ответа 403/404/410. Данный метод менее предпочтителен, так как показатели недоступных страниц не будут учитываться, и если где-то на сайте или в поиске еще есть ссылки на такие страницы, пользователь попадет на недоступную ссылку.
В случае со страницами-дублями воспользуйтесь одним из способов:
- Для дублей с незначащими GET-параметрами рекомендуем добавить в файл robots.txt директиву Clean-param. Директива Clean-param — межсекционная. Это означает, что она будет обрабатываться в любом месте файла robots.txt. Указывать ее для роботов Яндекса при помощи User-Agent: Yandex не требуется. Но если вы хотите указать директивы именно для наших роботов, убедитесь, что для User-Agent: Yandex указаны и все остальные директивы — Disallow и Allow. Если в robots.txt будет указана директива User-Agent: Yandex, наш робот будет следовать указаниям только для этой директивы, а User-Agent: * будет проигнорирован;
- Вы можете установить редирект с HTTP-кодом 301 с одной дублирующей страницы на другую. В этом случае в поиске будет участвовать цель установленного редиректа. Укажите предпочитаемый (канонический) адрес страницы, который будет участвовать в поиске;
- Также можно использовать атрибут rel=«canonical». При работе с атрибутом rel=«canonical» стоит учитывать, что если содержимое дублей имеет некоторые отличия или очень часто обновляется, то такие страницы все равно могут попасть в поиск из-за различий в этом содержимом. В этом случае рекомендуем использовать другие предложенные варианты.
Для страниц со слешем на конце и без рекомендуем использовать редирект 301. Можно выбрать в качестве доступной как ссылку со слешем, так и без него — для индексирования разницы никакой нет.
В случае с важными контентыми страницами для их индексирования и представления в поиске важно использовать:
- Файлы Sitemap;
- Метрику;
- Установку счётчика;
- Настройку обхода страниц роботами.
Подробные рекомендации о работе со страницами-дублями читайте в Справке.
P. S. Подписывайтесь на наши каналы
Блог Яндекса для Вебмастеров
Канал Яндекса о продвижении сайтов на YouTube
Канал для владельцев сайтов в Яндекс.Дзен