Лирическая история о поисковых подсказках в поиске Яндекса началась в 2008 году. А рассказать хочу я о том, что многие идеи в поиске -- не результат научных изысканий и логического вывода, а рождаются из творческого озарения.
Список выпадающих запросов (autocomplete) браузеры предлагали давно, запоминая то, что пользователь вводил раньше. Наша служба поддержки хорошо знает эту функциональность, ведь один самых распространенных вопросов до недавного времени был: "Как убрать запросы до того, как их увидит моя жена?" Поэтому идея помочь пользователю выбрать запрос на основе статистики обращений к Яндексу не была новой и тайной (подсказки работали на главной странице Google, в поиске Yahoo), но казалась нам разумной и полезной. Сделали прототип.
В прототипе рядом в списке запросов, рядом с каждым из них, было написано количество найденных результатов. Зачем? Такова уж философия продукта у многих программистов -- если данные есть, их надо показать. :) Подхожу к Леше Байтину, одному из ответственных за проект, и убеждаю, что числа не нужны, они запутывают и непонятны пользователю. Коридорный опрос тут же подверждает это -- в лучшем случае число найденного принимали за популярность запроса. "Хорошо", -- говорит Леша, -- "а что вместо чисел? Остается слишком много пустого пространства". Я задумался, Леша был прав. "Придумал -- адреса лучших сайтов по запросу!" Но тут же понял, что далеко не каждый запрос подразумевает один URL. Так постепенно мы перешли на обсуждение навигационной подсказки, ее дизайна и, в конечном счете, сделали ее к запуску.
Дизайн рождался тоже не сразу, вначале это было так:
И только потом пришло к существующему сейчас виду:
Есть миф, что поисковые системы тестируют все-все-все изменения в интерфейсах и поиске, даже мельчайшие. Они стараются тестировать. Иногда это бессмысленно (нет никаких статистически достоверных показателей, которые скажут, стало лучше или хуже), иногда требует неоправданно много времени или усилий. У нас нет задачи заниматься псевдонаучной деятельностью и в ряде случаев мы полагаемся на здравый смысл. Например, мы понимали, что пользователям станет удобней -- меньше работы как минимум на два клика, хотя и не могли посчитать точную экономию. Предполагали, что появление навигационной подсказки может привести к снижению доходов от рекламы по таким запросам. Но оценить заранее, что будет больше, снижение дохода по этим запросам или увеличение по другим, оттого что пользователям стало лучше на Яндексе и они стали больше и чаще искать, мы не могли. И положились на интуицию: "хорошо пользователям -- хорошо нам".
Прошло совсем немного времени и такую же навигационную подсказку выпустила молодая искалка Cuil:
А полгода спустя Google внедрил сразу несколько аналогичных решений с поисковой подсказкой:
- добавил навигационные подсказки,
- показал подсказки в результатах поиска на google.com (раньше были только на главной странице),
- убрал количество найденного напротив запросов.
Приятно, когда здравый смысл сходится в одну точку!
Но за мелкими штрихами вокруг поисковых подсказок случилось одно важное изменение. Вместо маленькой помощи в наборе запроса поисковые подсказки сместили фокус действия на шаг раньше, в поисковую строку. Пользователь еще не увидел результаты поиска, а ему уже дается ответ. В крайнем своем проявлении этот тренд приводит к тому, что страница результатов поиска не нужна вовсе. Восхищенная перспективами такой парадигмы, российская поисковая система Нигма соорудила из поисковых подсказок настоящий пепелац, который с гордостью за Россию я вам демонстрирую:
Друзья-подсказочники, удачного всем полета, а пользователям -- хороших подсказок!
Александр Садовский, подсказочник