Продолжаем рассказ о новой версии поисковой программы.
Ежедневно Яндекс отвечает пользователям на более чем 50 миллионов запросов. Эти запросы очень разнообразны и нередко лучшим ответом на них являются не веб-документы, а изображения. По таким запросам (мы называем их картиночными) Яндекс начал показывать картинки над результатами веб-поиска. Например, по запросу портрет Юрия Гагарина пользователи сразу видят портреты космонавта:
Картинки в результатах поиска показывались и раньше: с 2001 года после запуска сервиса Яндекс.Картинки справа от результатов веб-поиска пользователи стали получать картиночный ответ на свой запрос. Но далеко не по всем запросам можно найти соответствующие изображения. Поэтому нам было важно показать те из них, которые дают самый полезный ответ, и сделать эти изображения более заметными среди результатов поиска.
Некоторые виды информации, такие как схемы (например, схемы вышивания) и карты (например, физическая карта Европы), интересны, прежде всего, в виде изображений. Также нашим пользователям нравятся фотографии известных людей: Оксана Акиньшина, Анджелина Джоли и исторических персонажей: Александр Невский, Иван Грозный. Многим любопытно узнать, как выглядят известные памятники архитектуры: Тадж Махал, Мачу-Пикчу и интересные места на Земле: рисунки пустыни Наска или за ее пределами: кольца Сатурна. И, наконец, красивые виды и чудеса природы просто приятно созерцать, и теперь они тоже украшают результаты поиска. Например, это весна, тюльпаны или закат. Мы постарались удовлетворить эту потребность и помочь тем, кто еще не пришел искать в Яндекс.Картинки.
Как определить, что по запросу пользователь хотел увидеть именно картинки?
- Если в запросе есть слова-маркеры, например, "фото" или "картинки", то в большинстве случаев ищется изображение: [фото машин], [картинка слона] (но не всегда: например, по запросу [курсы фото] ищутся адреса и сайты компаний, обучающих искусству фотографии). С помощью маркеров выделяется небольшой класс картиночных запросов -- менее 10% от их общего количества.
- Популярные запросы, которые относительно часто ищут в Картинках, но редко в веб-поиске.
- Запросы, по которым пользователи переходили с веб-поиска на поиск картинок. Выяснилось, что по таким запросам есть два устойчивых паттерна поведения. Пользователи либо быстро уходят по ссылкам на сайты с понравившимися им картинками, либо долго задерживаются на картиночном поиске, рассматривая и выбирая интересующие их изображения. Это третий способ определения картиночных запросов.
Сами изображения проходят строгий автоматический отбор для того, чтобы попасть в колдунщик над результатами поиска. Одним из критериев является релевантность текстового описания картинки заданному запросу. Имеет значение и размер изображения: маленькие картинки не представляют интереса для большинства пользователей.
Иногда случается так, что по картиночным запросам Яндекс.Картинки уступают право ответа другим сервисам Яндекса. Например, по запросу [карта Москвы] в Картинках есть много хороших изображений карт, а по запросу [открытка к 8 марта] -- много красивых открыток, но вместо изображений над результатами поиска показываются ответы сервисов Яндекс.Карты и Яндекс.Открытки. Они не только дополняют ответ изображением, но и предоставляют много полезной информации и возможностей.
В итоге мы выделили хорошие картиночные запросы, по которым показываем изображения над результатами поиска. Сейчас они показываются по 2% запросов, и мы продолжаем работать над тем, чтобы сделать ответ Яндекса пользователям более полным и качественным.
Надя Пономарева и команда Яндекс.Картинок