Блог Яндекса для вебмастеров

Поисковые запросы в Яндекс.Вебмастере

Пост в архиве.

Сегодня хотим немного поговорить о разделе «Поисковые запросы» Яндекс.Вебмастера: ещё раз коротко рассказать, для чего нужен раздел, а также ответить на некоторые ваши вопросы.

Итак, что же полезного для развития и продвижения сайта вы найдете в разделе «Поисковые запросы»?

  1. Запросы по которым сайт находится в топ-50 за последние 3 месяца («Статистика поисковых запросов», вкладка «Популярные запросы»)
  2. Запросы, которые могли бы приносить больше трафика на сайт за счет продвижения в поиске и/или рекламы («Рекомендованные запросы»). Тут будьте готовы к неожиданностям :) Буду рад, если поделитесь в комментариях найденными направлениями развития.
  3. Показатели, характеризующие положение сайта в поиске как в целом, так и по отдельным запросам и группам запросов, — средняя позиция, CTR, количество кликов, а также динамику этих показателей на графиках.
  4. Возможность создавать для более удобного анализа группы запросов («Все запросы и группы»), наполняя их вручную или с помощью фильтра, причем в качестве признака для фильтрации можно использовать и часть текста запросов, и часть URL страниц, и основные количественные показатели. Например, можно создать группу запросов, которые приводят пользователя в раздел site.ru/snusmumriki, запросов со словом «снорк» или запросов, попадающих в топ-5 и имеющих при этом низкий CTR.

Подробности о работе с разделом, как всегда, ищите на страницах нашей Помощи, тут же перейдём сразу к более интересным вещам — вопросам о разделе, которые вас волнуют. 

В «Поисковых запросах» указано, что мой сайт на одной позиции по запросу, а на самом деле он на другой. Почему? Ошибка ли это?
Разница в показателях абсолютно нормальна, при этом данные Яндекс.Вебмастера о положении сайта в результатах поиска в целом точнее, чем те, что вы можете собрать вручную, так как пользователи из разных регионов и с разных устройств могут видеть сайт на разных позициях (кстати, вы видели настройки «регион» и «тип устройства» в разделе?). Не стоит забывать и о персонализации.
Кроме того, в Яндекс.Вебмастере данные о запросах статистические, то есть собранные за уже прошедший период. По какую дату есть данные, вы видите прямо в разделе «Статистка поисковых запросов» в календаре при выборе периода. Отставание, как правило, составляет всего пару дней, но если именно эти дни произошло существенное изменение позиции по какому-то запросу, показатель из Я.Вебмастера будет сильно не совпадать с текущим, пока не появятся более свежие данные.
Тем не менее, если при сравнении позиций из «Поисковых запросов» и позиций в поиске вы на протяжении длительного времени видите большую разницу, стоит написать нам об этом через форму обратной связи.

«У меня отличаются данные о переходах в Метрике и Вебмастере — все плохо?»
Скорее всего, дело только в том, что источники и природа собираемых данных в Яндекс.Метрике разные, поэтому показатели могут различаться.
Тем не менее, стоит на всякий случай кое-что проверить. Если речь идет о том, что в Метрике показатели ниже, проверьте, верно ли установлен счетчик, на всех ли страницах. Также возможно, что у сайта есть проблемы с доступностью: в этом случае пользователь кликает на ссылку в поиске, а переход на сайт не происходит. Если самостоятельное расследование не дало результатов, а разница в показаниях у сервисов существенная, то возможно есть какая-то неточность в расчётах — в таких случаях пишите в поддержку: посмотрим вместе, разберемся, а если вдруг обнаружится ошибка, обязательно исправим! Если мы замечаем на своей стороне ошибку в расчетах, то пересчитываем статистку для всех сайтов, и для соответствующего периода в разделе «Статистика поисковых запросов» над графиком появляется информация об этом.

«Как считается средняя позиция сайта? Откуда берутся значения позиций с дробной частью?»
Позиция рассчитывается как средневзвешенная по показам. Если, например, за сутки по запросу было 23 показа на 5-й позиции и 31 на 7-й, позиция будет равна (23*5 + 31*7)/(23+31)=6,15.

«У сайта мало кликов и, соответственно, трафика — с ним что-то не то?»
Ответьте себе на следующие вопросы:

  1. Какие задачи пользователей должен решать ваш сайт? Как пользователи формулируют соответствующие запросы? Чтобы ответить, используйте данные сервиса https://wordstat.yandex.ru/ .
  2. Есть ли на сайте лендинги (посадочные страницы), которые решают пользовательскую задачу лучше, чем это делают другие сайты?
  3. Хорошо ли суть страниц описывается в заголовках title и h1, а также в описаниях description?
  4. Участвуют ли эти страницы в поиске? Чтобы проверить, воспользуйтесь инструментом «Проверить статус URL» в Яндекс.Вебмастере, а чтобы не пропустить возможные проблемы, добавьте страницы в раздел «Мониторинг важных страниц».
  5. Как выглядят сниппеты страниц: хорошо ли заголовок и описание отражают содержимое страницы, способен ли сниппет заинтересовать пользователя? Эту проверку лучше всего провести прямо в поиске, задавая конкретные запросы из пункта 1.

«С чем может быть связан низкий CTR по сайту в целом или по конкретному запросу?»
Возможно, у страниц непривлекательные сниппеты, а может быть ваши соседи по выдаче проводят какие-то заманчивые акции и трафик утекает к ним. Чтобы узнать точно, найдите конкретные запросы, по которым CTR ниже всего, а потом посмотрите на выдачу по этим запросам с точки зрения пользователя. О том, как работать с описаниями страниц сайта для поиска, у нас собрано немало полезной информации здесь и здесь.
Обратите внимание также на среднюю позицию по проблемным запросам: понятно, что на находящуюся в конце страницы результатов поиска (скажем, на 9-м месте) кликают меньше, чем на страницы из топ-3. Кстати, в разделе «Статистика поисковых запросов» можно увидеть CTR с разбивкой по позициям — на 1, 2-3, 4-10 и 11-50 позициях.
Если CTR упал по витальному запросу, это может быть связано с тем, что по запросу находится больше одной страницы сайта. таких случаях каждая ссылка фиксируется как показ, а количество кликов практически не увеличивается, ведь пользователи кликают в большинстве случаев только на одну страницу.

«Почему в «Статистике запросов» показываются запросы, которые совершенно не относятся к моему сайту?»
Мы не придумываем запросов, которых не было :) Если запросы есть в Яндекс.Вебмастере, значит сайт по ним действительно находился, потому что на нем есть (был) соответствующий контент. Возможные причины — ошибка при наполнении сайта или взлом. Я встречал также единичные случаи, когда чужой контент появлялся из-за ошибки на хостинге. В любом случае стоит проверить сайт на наличие уязвимостей, сменить пароли доступа к сайту, а также обновить CMS до последней версии.
Чтобы проверить, остались ли еще в поиске мусорные страницы, используйте оператор url следующим образом «url:site.ru* запрос».

Упало количество показов! Яндекс разлюбил мой сайт?»
Это может быть обычный сезонный спад. Чтобы проверить эту версию, сравните динамику переходов из поиска с аналогичным периодом в прошлом (с прошлой неделей, прошлым годом). Другой удобный способ — сравните динамику поискового трафика с другими источниками (другими поисковыми машинами или прямым трафиком). Если все источники имеют схожий тренд — дело в изменении спроса, скорее всего. Графики на вкладке «Тренды» в разделе «Статистика запросов» тоже пригодятся для анализа ситуации: если график вашего сайта ведет себя примерно так же, как у похожих на ваш сайтов, причины снижения количества показов считайте естественными.
Если трафик всё же упал необъяснимо, проверьте, нет ли нарушений в разделе «Безопасность и нарушения». Наконец, последний этап поиска причины — это постраничные проверки:

  1. Найдите страницы, которые потеряли трафик. Удобно это сделать в Яндекс.Метрике в отчете «страницы входа», сравнение двух периодов.
  2. Проверьте, находятся ли сейчас эти страницы в поиске, а если нет, то по какой причине. Для этого используйте инструменты «Проверить статус URL» и «Проверить ответ сервера».
  3. Проверьте, верные ли у страниц заголовки и описания, хорошо ли они решают задачу пользователя, удобно ли ими пользоваться. Я часто слышу от владельцев сайтов аргумент «но я же ничего не менял на странице, почему же ситуация изменилась». Ответить на это легко: пока вы стоите на месте, ваши конкуренты меняются и идут вперед. Не отставайте, будьте лучше них, и трафик не потеряется :)

P. S. На самом деле  один популярный вопрос все-таки оставим неотвеченным, попробуйте найти на него ответ сами: «Почему на графике «Тренды» при изменении начальной точки в одну и ту же дату сайт может оказаться в разных положениях относительно похожих? Нормально ли это?»

P. S. Подписывайтесь на наши каналы
Блог Яндекса для Вебмастеров
Канал Яндекса о продвижении сайтов на YouTube
Канал для владельцев сайтов в Яндекс.Дзен

19 комментариев
Олег Иконников
24 июля 2018, 14:21
Когда запросы по API откроете? Что за издевательский API у вебмастера?)
Мария Панфилова
24 июля 2018, 15:02
Олег Иконников,
Согласна!
Обновлено 24 июля 2018, 15:02
Елена Першина
Сотрудник Яндекса25 июля 2018, 09:10
Олег Иконников,
не все сразу )  Но стараемся. 
Обновлено 25 июля 2018, 09:11
Максим Мастодонтов
20 ноября 2018, 09:05
Елена Першина,
очень не хватает в API вебмастера возможности посмотреть среднюю позицию URL за выбранные даты
Елена Першина
Сотрудник Яндекса21 ноября 2018, 12:50
Максим Мастодонтов,
забрала в пожелания, спасибо. 
Комментарий удалён
aziud,
Пузата насмотрелись?))
Елена Першина
Сотрудник Яндекса25 июля 2018, 15:27
aziud,
называется "рекомендованные запросы" в Вебмастере, если  я вас правильно поняла. 
Владимир Светлов
24 июля 2018, 20:45
Самая большая проблема - это расширенный сниппет. 


Конкретно у моего сайта основным источником трафика были страницы, содержание которых теперь Яндекс выносит в сниппет. Соответственно, на сайт никто не ходит.


Неужели работники Яндекса не понимают, что таким образом они нарушают мои авторские права?  
АльбертычЪ
24 июля 2018, 21:51
То у них смысловой поиск - теперь снова ключевые слова важны.
То текст на сайте не нужен - и опять КС нужно.
Я блин специально в момент выхода "королёва" запустил ЛСД сайт. Только полезная инфа! В итоге, мой редактор говорит, что его ещё один клиент копипастит с 3-х сайтов в один текст, вставляет по 3 ключа и растёт как на дрожжах и получает 10-тысячный трафик, а ты, со своими полезносями топчишся на показателе в 400 уников в день уже год! 
Чёт и правда, ни слова про ваши нейронные сети и прочие пустышки - сломались?
Обновлено 24 июля 2018, 21:51
По поводу Тренда:  ситуация такая -  на месячном графике сайт показывает х2 по отношению к похожим на 25 число, на квартальном графике -15% по отношению к похожим на 25 число. Видимо дело в выборке похожих сайтов в начальной точке. Сайты открываются\закрываются, а из выборки с начальной точки они не выпадают. То есть условный похожий сайт был в начале квартального графика, но его уже нет в месячном, так как он закрылся\бан\фаза луны.
bibikrush,
Подумал, не фаза луны, а просмотры\клики. На это может влиять всё тот же директ.
Обновлено 25 июля 2018, 23:02
platon
Сотрудник Яндекса26 июля 2018, 13:24
bibikrush,
да, всё дело в нормализации первой точки. Когда меняется период на графике (месячный на квартальный), меняется и исходное количество кликов, на котором строится тренд.
platon,
нет ли в планах добавить фильтр в Тренды - все переходы\органические переходы\рекламные переходы? Можно было бы сравнить свои сайты с другими по поиску, по рекламе.
"На самом деле один популярный вопрос все-таки оставим неотвеченным" - вы сделали невнятный интерфейс, из-за которого этот вопрос возникает. Это предмет для гордости? Не проще ли (и полезнее для пользователей) под графиком еще комментарий разместить? Т.б. реальных косяков в отображении графиков у разных сервисов Яндекса - навалом.
Юрий Юлдашов
11 августа 2018, 18:41
какие проблемы их нет ура

Ув. Сотрудники Яндекса.
Регистрировал домен 31-го декабря сайт был готов, в тот же день заливал контент.
И Яндекс индексировал только главную страницу.
И самое интересное в: Популярные запросы - вижу слово которые вообще не относятся к моему сайту.
Даже прежде чем регистрировать домен проверял на историю.
От куда берутся эти запросы?
И как решить проблему?
Буду благодарен за ответ.
Спасибо.
Елена Першина
Сотрудник Яндекса3 января 2019, 18:16
grechca,
лучше через поддержку с примерами. 
Добрый день! Почему для одинаковых с точки зрения поиска запросов Яндекс.Вебмастер показывает разные позиции:

Детский сад Реутов / sun-kids.ru/  4
детские сады реутов / sun-kids.ru/  36

platon
Сотрудник Яндекса12 октября 2019, 19:33
sunkidsru,
потому что результаты поиска формируются относительно запроса, с учетом его морфологии, порядка слов, регистра и т.д., поэтому результаты поиска для данных запросов могут отличаться. Подробнее о возможностях нашего поиска вы можете прочитать на страницах Помощи - https://yandex.ru/support/search/